СМИ о театре

«Грани культуры», №10 (146), май 2016 года

Елизавета МЕХАНЦЕВА: «Всю жизнь играю в куклы...»

«Грани культуры», №10 (146), май 2016 годаВ последний день лета актриса Волгоградского областного театра кукол Елизавета Механцева отмечает сразу две знаменательные даты – 50-летие работы в театре и 70-летний юбилей. Она не скрывает своего возраста, потому что считает, что в каждом возрасте есть своя прелесть и есть, что вспомнить, чем похвалиться и что поведать о своём жизненном пути. А он у Елизаветы Петровны оказался не простым.

– Детство у меня было тяжелое, послевоенное, – вспоминает актриса. – Родом я из простой бедной семьи, рано осиротела и жила с бабушкой. О профессии артистки, как это обычно бывает в детстве у многих девчонок, даже не мечтала. Но стала ею! И всю жизнь играю в куклы...

– А вы помните свою самую первую куклу, которую в детстве взяли в руки?

– Тогда, в послевоенные годы, все куклы были в основном с оторванными ногами, руками или даже головой... Какие нам попадались и какие нам давали, с теми мы и играли. А любимые игры у нас были или в продавцов, или во врачей – лечили своих искалеченных кукол...

– А актрисой стали случайно или нет?

– И да, и нет. В театр кукол я бегала, наверное, с шестого класса. Очень хорошо помню задние ряды, где я обычно оказывалась, и те красные стулья, которые были в зале. В детстве я с удовольствием ходила в кружок художественного слова при Дворце пионеров. После школы сразу не стала поступать на филфак пединститута, который позже окончила заочно, а пошла работать телефонисткой. А в 19 лет осмелилась прийти в театр на прослушивание, чтобы меня взяли в артистки. Помню, как это всё происходило: в зале сидели все работники театра, и я читала перед ними прозу, стихотворение, басню... А потом еще и пела... И меня взяли! Сначала – во вспомогательный состав, а со временем мой главный наставник и учитель Александр Александрович Хмелёв перевёл меня в основной. Так я и стала актрисой. Проработала ею 50 лет, но уже пять лет – на должности ассистента режиссера. Это административно-творческая работа. Она, пожалуй, посложнее, похлопотнее, чем актёрская. Но мне нравится. И вообще: театр – это мой дом, вся моя жизнь!

– Елизавета Петровна, а самую первую свою роль помните?

– А как же! Она стала моей песней без слов. Первым моим героем оказался бессловесный Пёсик в спектакле "Рим-тим-ти", который был лишен возможности разговаривать. Он только лаял и скулил, поэтому и не мог объяснить медвежонку по имени Рим-тим-ти, что не собирается причинить зла ни ему, ни другим зверушкам в лесу.

Учить текст первой роли, как видим, начинающей актрисе было совсем не сложно... Герои у артистов театра кукол просто уникальные!.. Это не только люди – сказочные персонажи, но и животные, а бывает даже и просто какие-либо предметы...

– Когда мне впервые поручили роль поросенка, я совсем не умела... хрюкать, – с улыбкой вспоминает актриса. – Пришлось хрюкать целыми днями, пока не научилась. Ведь артистам театра кукол приходится и хрюкать, и мяукать, и гавкать, и издавать еще бог весть какие звуки...

В коллективе театра Елизавету Петровну считают одной из самых начитанных и самых эрудированных. Её ценят не только за высокие профессиональные, но и просто человеческие качества, за простоту, сердечность и доброту.

Великая Фаина Раневская говорила, что жить надо так, чтобы помнили даже сволочи. А Елизавета Механцева считает, что жить надо так, чтобы тебя уважали и ценили, прежде всего, твои коллеги. И не "после того", а ещё при жизни.

– Елизавета Петровна – человек, преданный своей профессии,– говорит директор театра Александра Николаенко. – Она пришла в наш коллектив совсем юной девушкой полвека назад и посвятила театру всю свою жизнь. Она была очень хорошей артисткой, и мне очень жаль, что ушла из актерского цеха. Ей захотелось, как говорится, сменить жизненное амплуа – освоить новую для себя профессию. И она стала ассистентом режиссера: с огромным удовольствием следит за художественным уровнем постановок, проводит репетиции, занимается с молодыми артистами, осуществляет вводы новых исполнителей на роли в спектаклях действующего репертуара... Но даже на этой должности она остаётся в хорошей актерской форме и при необходимости, если понадобится, сможет в любой момент заменить практически любого артиста.

А что говорят о юбиляре актрисы театра – коллеги Механцевой?

– Лиза – настолько правильный человек, что с нею не может быть никаких недоразумений, – считает заслуженная артистка России Татьяна Катулина. – Чем мне нравилось с ней играть: она всегда была точна по тексту роли, что очень важно в нашем деле. И все действия и характеры её героинь всегда были глубоко продуманы, детально выверены и выстроены в точном соответствии замыслам режиссеров. Проговаривать текст ведь можно по-разному. Важно правильно расставить все акценты, логические ударения, найти нужную интонацию. Механцева оканчивала филфак, поэтому умеет очень грамотно и четко выстраивать речь своих героев – и логически, и интонационно. И мне с нею было очень легко работать. И ещё один немаловажный штрих её актерской индивидуальности. Строго следуя авторскому тексту каждой своей роли, она могла и очень удачно и остроумно ответить что-то на спонтанно возникшую реплику партнера по сцене или на какой-то возглас зрителя из зала. А это очень ценно в профессии артиста.

Таким отзывам коллег по работе можно только позавидовать!

Валерия КОНОВАЛОВ,
Фото автора.

2024 © Волгоградский областной театр кукол | Карта сайта | Поиск | Противодействие коррупции | Создание сайта - Алексей Соколов |  Яндекс.Метрика