СМИ о театре

«Грани культуры», №21 (133), ноябрь 2015 года

У кого вся жизнь – сказка?

«Грани культуры», №21 (133), ноябрь 2015 годаЕсли бы не трудности нашей жизни с вечно низкими зарплатами и дефицитом внимания государства к проблемам бюджетников, в частности – работников культуры, то самыми счастливыми на свете людьми можно было бы по праву считать артистов кукольных театров. Ведь у них вся жизнь – сказка, точнее – в сказках, которые они разыгрывают на глазах самых маленьких зрителей каждый свой рабочий день.

Артисты вообще – народ интересный, не всегда доступный и поэтому во многом загадочный, а работающие в театрах кукол, к тому же ещё, – как дети. Всю жизнь подзаряжаясь на спектаклях кипучей энергией от своих маленьких зрителей, они почти всегда пребывают в ауре счастья и добра. Как бы ни складывалась у них личная жизнь за порогом театра, на работе они всё время в тонусе и хорошем настроении: поют и пляшут, радуются жизни, поскольку добро в их спектаклях всегда побеждает зло.

Надо признать, что в отличие от коллег из других театров, артисты-кукольники явно обделены некоторыми внешними атрибутами своей профессиональной исключительности. Их мало кто знает в лицо, их не узнают в транспорте и на улицах, у них не просят автографы, им крайне редко дарят цветы... Но есть у них и свои преимущества.

– У нас почти безграничные амплуа, – говорит заслуженный артист России Александр Вершинин. – Диапазон возможностей для проявления своих профессиональных навыков и мастерства у нас гораздо шире, чем у тех же артистов драмы. Актриса театра кукол может играть и девочек, и мальчиков; и мам, и бабушек. А ещё в числе наших героев бывают какие-нибудь предметы, а также насекомые и звери... И послужные списки у нас тоже гораздо длиннее. За двадцать лет работы в театре кукол, например, я сыграл уже более 40 самых разных ролей. А у нас есть актрисы, которые сыграли уже по 100, 150 и даже 200 ролей!

Артисты драматических театров, особенно в начале творческого пути, обычно мечтают о грандиозных ролях, в первых рядах которых, конечно, Гамлет, Офелия и другие знаменитые персонажи. Но далеко не всем из них удается за свою артистическую карьеру осуществить свою мечту. А о каких, интересно, ролях мечтают молодые артисты театра кукол, когда только начинают свой творческий путь? Неужели о Поросёнке из «Трёх поросят» или о Козлёнке из «Волка и семерых козлят»? Ведь это тоже классика – классика кукольного театра!

– У нас с этим всё гораздо проще, – говорит ведущая актриса театра Татьяна Иткис. – У меня все роли – любимые! За годы своей работы я переиграла всех Алёнушек и других главных сказочных героинь, бывала в спектаклях и мальчиком, и девочкой, и бабушкой. Вчера вот играла Зайца, а сегодня буду Кошкой в «Кошкином доме»... В общем-то всё это очень интересно. Поэтому работа всегда приносит удовлетворение и даёт ощущение радости жизни. Когда дети смеются на спектакле, а после его окончания громко хлопают в ладоши, мы радуемся вместе с ними.

Не многие знают о том, что работа артиста-кукловода – это не просто игра в куклы, как у детей. Это тяжелый физический труд. Кукол своих персонажей артисты весь спектакль носят на вытянутых вверх руках. Для этого нужна и физическая сила, и ловкость, и выносливость, ведь куклы бывают и большими, и тяжелыми, а артистам приходится с ними не только ходить, но и бегать, и даже прыгать. А ещё – произносить текст. Помимо невидимой для зрителей работы с куклой, артист частенько играет в костюме перед ширмой в образе героя так называемого живого плана. А это тоже не так-то просто.

...Перед самым началом спектакля за кулисами театра всегда царит волнующая атмосфера полумрака. Горит только слабая синяя лампочка в маленьком подвесном фонаре. Артисты и рабочие сцены общаются полушепотом, разбирая кукол и готовясь к выходу на сцену. А когда открывается занавес, закулисная часть наполняется светом: декорации озаряются красочными огнями рампы. И спектакль начинается... Сегодня это – «Кошкин дом».

Я наблюдаю за тем, как артисты работают, и удивляюсь их неуёмной энергии и мастерству. Все их движения выверены и отточены. При перемещениях на небольшом пространстве сцены между стойками декораций они умудряются не сталкиваться, помогают друг другу спускаться со специальных тумб или наоборот взбираться на них, когда это требуется.

Любопытно наблюдать за тем, как по ходу спектакля артисты мяукают, хрюкают, кукарекают голосами своих героев и издают другие необходимые звуки. А ещё – когда они дружно поют искусственными кукольными голосами...

В антракте спрашиваю у отдыхающих в гримерке артистов, какие спектакли не шли в нашем театре или ставились очень давно, но в которых им хотелось бы сейчас поработать. Они азартно начинают перечислять любимые произведения, которые могли бы дополнить и украсить и без того богатую афишу театра: «Снежная королева», «Царевна Лягушка», «Чиполлино», «Белоснежка и семь гномов», «По щучьему велению»...

В последние годы в кукольных театрах страны стали активно продвигать знаменитые произведения классики, спектакли по которым рассчитаны на старшеклассников и взрослую публику. Ставят, например, «Пиковую даму» и «Евгения Онегина» Пушкина, Гоголевский «Нос» и «Мёртвые души», «Вишневый сад» Чехова... Есть даже кукольная пьеса по мотивам знаменитой оперетты И. Кальмана «Сильва», все герои в которой – собаки...

– Классика – дело хорошее, – говорит заслуженная артистка России Валентина Ерёменко. – И нам бы не помешали такие спектакли, а также оригинальные пьесы на современные темы. Я уже сорок лет работаю здесь и всё время говорю, что нашему театру очень нужен свой интересный спектакль для взрослых, чтобы они даже без детей и внуков стремились попасть на необычный спектакль театра кукол.

...Звучит третий звонок. Артисты спешат на сцену. Сейчас им предстоит строить Кошке новый дом, ведь старый сгорел в первом акте...

Валерий КОНОВАЛОВ.
Фото А. Скащенкова.

2019 © Волгоградский областной театр кукол | Карта сайта | Поиск | Создание сайта - Алексей Соколов |  Яндекс.Метрика