СМИ о театре

«Грани культуры», №2 (138), январь 2016 года

Невероятные приключения казачат

«Грани культуры», №2 (138), январь 2016 годаСпектакль Волгоградского областного театра кукол «Невероятные приключения казачат» удостоен Государственной премии Волгоградской области в сфере культурно-просветительской деятельности за минувший год. Лауреатами Государственной премии (на снимке слева направо) стали: ведущий артист Владимир Ташлыков, молодая артистка Мария Печёнова, заслуженная артистка России Лидия Текучёва и заслуженный артист России Александр Вершинин. Премия также присуждена и автору пьесы Наталье Леонтьевой, которая написала её специально для нашего театра.

Это произведение основано на местном фольклорном материале и выстроено в жанре приключенческой фантастики, которая особенно привлекательна для молодежи и подростков, которым и адресованы «Невероятные приключения казачат».

Поставил спектакль приглашенный режиссёр – народный артист России Станислав Железкин. В своей работе он использовал оригинальные методы и принципы организации сценического пространства и действия актеров, которые и принесли спектаклю успех.

Начинается он с эффектного пролога: одетые в традиционные казачьи костюмы артисты живого плана выходят под музыку в зрительный зал, где разыгрывают в форме народных гуляний задушевную песню «Любо мне, когда Дон разливается...». Затем поднимаются на сцену и начинают незатейливый разговор со зрителями о традициях и быте донских казаков. Они рассказывают ребятам, как приветствуют казаки друг друга, учат их, как надо относиться к старшим по возрасту и как беречь свою честь смолоду. По предложению артиста Александра Ильина мальчишки и девчонки поднимаются со своих кресел и пробуют освоить азы азбуки казачьей вежливости и гостеприимства. Они с азартом, улыбками и горящими глазами повторяют за артистами знаки приветствия и почтения, кланяются друг другу, а затем усаживаются на свои места и начинают смотреть кукольную часть завораживающего представления. А оно во многом необычное.

В оформлении сценического пространства режиссер Станислав Железкин и художник Дмитрий Бобрович использовали технологию так называемого черного кабинета, при котором всё рабочее пространство сцены затягивается чёрной тканью, не отражающей свет, а огни рампы направляются в сторону зрительного зала. Таким образом зрители не видят всевозможных вспомогательных технических приспособлений на сцене, которые превращают действие в фантастическое зрелище. Кроме того, все артисты-кукловоды с ног до головы облачены в черные одежды, а их лица скрыты под черной вуалью. Они не видны зрителям на черном фоне задника и кулис. И создается иллюзия, будто куклы оживают и двигаются сами по себе.

– Перед нами стояла непростая задача представить драматургический материал в двух измерениях: в настоящем времени и в прошлом, – говорит режиссер-постановщик С. Железкин. – В основе пьесы лежит передающаяся из поколения в поколение легенда о Медведицкой гряде, где отмечались аномальные явления, при которых время и пространство будто смещаются, а люди переносятся из настоящего в прошлое и обратно. Достоверно известно, что на Медведицкой гряде обнаруживались скелеты и кости древних животных и людей. И нужно было создать на сцене эффектный мир драконов-великанов, фантастический мир волшебства.

Во многом этому способствовала и впервые примененная в нашем театре технология художественного обогащения сценического пространства проекцией на прозрачный суперзанавес фантастических картин, нарисованных песком. Они и придают действию эффект волшебства.

– Этот спектакль, – говорит ведущая актриса театра Татьяна Иткис, – учит детей преданности своей земле и верности своему народу. Он интересен им прежде всего тем, что рассказывает об истории нашего края, об обычаях и быте казаков. И нам самим играть чрезвычайно интересно и приятно, несмотря на то, что приходится действовать в темноте, частенько – согнувшись и даже ползая на коленках, чтобы мастерски управлять тростевыми куклами, точно следуя режиссерскому замыслу.

Важно отметить, что этот спектакль создавался на средства гранта губернатора Волгоградской области. Все цеха и службы театра приложили максимум стараний к тому, чтобы работа большого коллектива увенчалась успехом и была тепло принята и по достоинству оценена волгоградцами. Так оно и случилось. Примечательно, что денежную часть Государственной премии лауреаты – артисты и автор пьесы – по-братски разделили на всех творческих и технических работников театра, которые принимали в постановке спектакля самое деятельное участие.

Валерий КОНОВАЛОВ.
Фото А. Скащенкова.

2024 © Волгоградский областной театр кукол | Карта сайта | Поиск | Противодействие коррупции | Создание сайта - Алексей Соколов |  Яндекс.Метрика